"Уральская инженерная школа" в Среднеуральске

В Среднеуральске все больше образовательных учреждений включаются в одну из приоритетных для региона программ «Уральскую инженерную школу». Согласно ей все дети должны иметь возможность для занятий техническим творчеством, изучения точных наук и естественно-научных дисциплин. Как это организовано в нашем муниципалитете – расскажем ниже.

Открытие как система, обучение как игра

- Среднеуральская сфера образования активно включилась в работу с программой «Уральская инженерная школа», - рассказала начальник Управления образования ГО Среднеуральск Светлана КУЛАГИНА. - Развитие этого направления проходит на трех площадках. Один из «спецпредметов» проекта - «конструирование» - есть в программе дошкольного образования. Особое внимание ему уделено в детских садах №20 «Золотой петушок» и №9 «Лесная сказка». В школу №31 в ближайшем будущем будут поставлены комплекты технологического оборудования для кабинетов «технологии» и «естествознания». С прошлого года функционирует в Доме детского творчества объединение «Робототехника». Инженерная школа включает в себя множество направлений, в том числе раннюю профориентацию, которая начинается уже с детского сада.

В начале ноября участниками деловой программы Национального чемпионата сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности WorldSkills Hi-Tech-2016 в Екатеринбурге стали сотрудники детского сада №20 «Золотой петушок» под руководством Ларисы ЛАПТЕВОЙ - заведующего дошкольным образовательным учреждением. Педагоги посетили семинар «Технологические карты пошагового внедрения в работу ДОУ игр и тренингов системы ТРИЗ», изучили сценарии работы интерактивной песочницы, светового интерактивного напольного покрытия и многое другое. Впечатления от увиденного у гостей МВЦ «Екатеринбург-ЭКСПО» остались необычайно яркие.

- Больше всего, конечно, поразили дети – увлеченные, деятельные, они, кажется, с рождения знали и понимали эту высокотехнологичную, интерактивную реальность, которая человеку непосвященному со стороны может показаться фантастической. Представьте: вокруг все двигается, меняется, трансформируется, функционирует; даже обычная, казалось бы, груда железных деталей оказывается почти живым существом. И дети, в том числе младшие школьники, чувствуют себя в окружении этого искусственного разума комфортно и органично, - говорит Анна ЯШКИНА, заместитель заведующего д/с №20 по ВМР.

По ее словам, многое из увиденного на чемпионате педагогам можно брать на вооружение и применять в повседневной профессиональной деятельности. Например, очень полезной стала информация о системе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и ее возможностях. Автор данной теории – бакинский ученый, писатель-фантаст Генрих Альтшуллер – считает, что технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определенным законам, которые можно понять и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб. Исходя из этого, главная цель ТРИЗ-педагога – воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Кроме этого, в ходе деловой программы чемпионата особое внимание сотрудников «Золотого петушка» привлекла интерактивная песочница. Это компактное устройство, которое можно разместить в стандартном групповом помещении детского сада, дает безграничные возможности для организации познавательной деятельности детей. С помощью световых эффектов песчаный рельеф превращается в поверхность Земли и позволяет малышам наглядно изучать слои картографического ландшафта, жизнь вулканов, океана, ледниковый период и так далее.

- Устройство, безусловно, недешевое, но для дошкольного образовательного учреждения подобное приобретение было бы, конечно, очень полезно, - считает Анна Александровна. – Это неограниченный простор для творчества, причем дети организуют его самостоятельно; роль педагога – только направлять воспитанников и активизировать необходимые опции песочницы. Прекрасный вариант и для развития творческих способностей, и для профессионального ориентирования детей.

Именно максимально раннее профориентирование, позволяющее выявлять индивидуальные склонности и таланты ребенка, является одной из задач региональной программы «Уральская инженерная школа». В «Золотом петушке», который уже не первый год движется в авангарде образовательных инноваций, реализуемых в нашем муниципалитете, в рамках данного направления работает дополнительная услуга для детей с трех лет – «лего-конструирование».

Для организации занятий руководством детского сада №20 были приобретены профессиональные наборы «Лего», где, помимо строительных элементов, присутствуют лего-жители – представители различных профессий. Площадкой для создания конструкций служат строительные пластины – на профессиональном языке они называются планшетами. Стоимость приобретенного оборудования составила порядка 150 тысяч рублей.

С того момента, когда «лего-конструирование» появилось в перечне дополнительных образовательных услуг «Золотого петушка», интерес к данному направлению постоянно растет. Сейчас занятия посещает каждый четвертый воспитанник детского сада - это вторая по популярности дополнительная образовательная услуга. Не так давно из небольшого кабинета юные строители и архитекторы переместились в просторный зал, где каждому ребенку доступна свобода не только творчества, но и движения.

- Занятия бывают трех видов: по схеме, по заданным условиям и по замыслу, - рассказывает Светлана ЗИМИНА, педагог дополнительного образования детского сада №20. – Больше всего детям, конечно, нравится третий вариант – по замыслу, когда можно свободно выразить свою идею и материализовать ее с помощью «Лего». На занятия и малыши, и ребята постарше идут с удовольствием. Можно отметить, что профессиональные наборы «Лего» не имеют аналогов, поскольку, в отличие от игровых наборов, они ориентированы на образовательную деятельность; это обучение через игру. Также наши занятия стимулируют коммуникативные навыки детей, ведь для выполнения общей задачи им необходимо наладить общение, научиться взаимодействовать друг с другом. Некоторые ребята, у которых отмечались трудности речевого развития, начинают лучше говорить, природная замкнутость уступает место диалогу.

На занятии, где нам выпала возможность присутствовать, прежде всего, обращают на себя внимание выражения лиц маленьких конструкторов. Интенсивная работа мысли. Отрешенность от окружающей действительности и погружение в мир собственных фантазий. Упрямо сжатые губы, сведенные брови – не получается. Восторг озарения, радостный возглас – нашел! Кто-то, не замечая ничего вокруг, закусив губу, трудится над материализацией своей мега-идеи. Кто-то, отыскав единомышленников, в шесть рук обустраивает придуманный техно-город и наполняет его новыми жителями, обсуждая каждую деталь, на ходу рождая новые идеи и грандиозные планы. Самый частый кадр фотохроники – руки, которые тянутся к коробке с кубиками, как к сундуку с таинственным сокровищем.

Удивляться здесь нечему - конструкторы «Лего» известны во всем мире. Ежесекундно в мире продают семь коробок конструктора и выпускают более 600 деталей. Эта игрушка, опередив «Монополию» и Барби, признана лучшей в мире.

Несмотря на то, что в «Золотом петушке» занятия по лего-конструированию посещают около 60 детей, руководство детского сада не планирует останавливаться на достигнутом результате. По словам заведующего детским садом №20 Ларисы ЛАПТЕВОЙ, в планах руководства ДОУ на ближайшее будущее – введение в занятия элементов робототехники. Это прикладная наука на пересечении механики, электроники и компьютерных технологий, с помощью которой создаются автоматизированные технические системы. Звучит сложно... Но уже сегодня многие мальчишки увлечены созданием и программированием настоящих роботов.

От поделок до звездолетов

Стоит отметить, что образовательные объединения лего-конструирование и робототехника становятся для ребят с техническим и прикладным складом ума удачной альтернативой спортивным секциям. В таких объединениях будущие инженеры могут реализовать свою потребность творить, получая бесценный опыт. Сегодня платформа «Лего» - безусловный лидер образовательной робототехники. Этому способствуют и качество платформы «Лего», и ее, как обучающие, так и конструкторские возможности. Наборами LegoMindstorms оснащены кружки робототехники во многих странах мира, в том числе и в России. Один из таких кружков действует в нашем городе.

- Программа по обучению лего-конструированию у нас реализуется уже третий год, - рассказывает директор среднеуральского Дома детского творчества Марина ВЕТКАСОВА. – Начало нашей работе в этом направлении положили занятия в объединении «Моделирование и конструирование», которое и сейчас функционирует в ДДТ. Изначально это был своеобразный симбиоз природы и техники. Созданием поделок из конструктора «Лего» с использованием природного и подручного материалов ребята занимаются под руководством Ирины Ширинкиной. И это, по сути, первая степень сложности программы. Далее в объединении «Моделирование и конструирование объектов и техники» занимаются ребята постарше – от 7 до 14 лет. Такая программа реализуется у нас в рамках проекта «Уральская инженерная школа». Преподаватель Андрей Степанов прошел обучение на специальных курсах. С оборудованием и оснащением кабинета нам очень помогло ПАО «Энел Россия», которое выделило средства на оборудование кабинета – покупку интерактивной доски и новых, более сложных конструкторов - LegoMindstorms. Эти наборы уже закуплены и через две недели поступят к нам в ДДТ. Вообще, то, что получилось в итоге, нам очень нравится. Ребята ходят на занятия с удовольствием. Мальчики тянутся к педагогу–мужчине как к авторитетному наставнику, а это много значит. Заметна и увлеченность предметом самого Андрея Евгеньевича. Так что мы очень заинтересованы в развитии этого направления. А с получением новых конструкторов у нас появится еще одно новое объединение – «Робототехника» с более сложным уровнем конструирования и с программным обеспечением. Кроме конструкторов, ребята будут работать и с ноутбуками.

Наставник же юных инженеров - молодой педагог Андрей Степанов - в прошлом был тренером по восточным единоборствам у младших ребят. Позднее, закончив курсы по специальности «Промышленная робототехника», что называется, «сменил профиль». Такая перемена оказалась как нельзя к месту – специфика направления интересна как воспитанникам, так и преподавателю.

- Сейчас в объединении «Моделирование и конструирование объектов и техники» занимается две группы – это около 30 ребят, - поясняет Андрей Евгеньевич. - Число это пока фиксированное и зависит от количества комплектов «Лего». Воспитанники работают с двумя видами конструкторов – пластиковыми и металлическими. У нас есть талантливые ребята, которые, оперируя металлическим конструктором, способны создать «движимое из недвижимого». Приносят мальчишки на занятия и сломанные электронные игрушки, чтобы затем, комбинируя их с «Лего», применяя фантазию и совершенствуя светодиодами, пропеллерами, моторами, создавать свои уникальные модели.

Подчеркну - то чем мы с ребятами занимаемся сейчас - только начальный уровень. Сейчас мы уже ждем конструкторы посложнее. И вот тогда, собственно, переходим уже к робототехнике – созданию сложных моделей с программным управлением. В такие «Лего»-наборы, помимо строительных элементов, будут входить датчики, сенсоры, моторы, USB-коммутаторы и, как основа модели, - микрокомпьютер. В итоге ребята могут создавать и роботов, и космические корабли… В общем, робототехника – это большое поле для фантазии. Но, чтобы ребенок начал работать с этим направлением, начать ему все же нужно с простого – с лего-конструирования.

На сегодняшний день объединение «Моделирование и конструирование объектов и техники» - одно из популярных в ДДТ. Будущие юные инженеры с удовольствием бегут на занятия, где, после получения заветной коробки с конструктором, начинается магический процесс созидания и творчества.

- Я занимаюсь конструированием уже третий год, - делится воспитанник объединения в Доме детского творчества Тимофей ТАРАСОВ. - Я заметил, что спортивные секции – это не мое, а вот здесь мне очень интересно. Мне нравится, что на конструировании можно применить фантазию. Мои любимые предметы в школе – математика, физика, биология. А когда я жил в Екатеринбурге, успешно занимался шахматами. Учусь я во вторую смену, но и после уроков с большим желанием иду в кружок.

Сохранили технический труд

- В рамках проекта «Уральская инженерная школа» нововведения коснулись и нас, - рассказывает директор школы №31 Алена КАЛАШНИКОВА. – Это расширение и обновление материальной базы кабинета физики. А именно - приобретение оборудования для проведения лабораторных работ, практикумов и подготовки к экзаменам. Наши педагоги пройдут необходимое обучение, и в следующем году такие занятия будут включены в учебный план школы.

Второе новшество коснется такого предмета, как «технология». С гордостью отмечу, что в нашей школе практиковался и практикуется технический труд – умение мальчишек с 5-го по 9-й класс работать с деревом и металлом. У нас сохранились соответствующие мастерские. В то время, когда подобные технологии во многих школах отмирали, наши мастерские поддерживались в порядке, станки ремонтировались, оставаясь хорошей базой для трудового обучения. Теперь, когда в рамках областного проекта нам выделили деньги, мы полностью обновим их. У нас будут современные, обеспеченные программным оборудованием станки. Обучение на них будет близко к колледжам, где готовят специалистов, работающих на высокотехнологичном оборудовании. Это будет своеобразным полезным «предэтапом» для тех ребят, которые после 9 класса пойдут в колледж.

Ну, и третье новшество - приобретение в школу 3D-принтера с расходными материалами, который позволит ребятам освоить современные компьютерные технологии.

Но несправедливо было бы сказать, что все эти нововведения ориентированы исключительно на мальчиков. Освоение 3D-принтера - это интересная и многогранная работа для всего класса. В настоящее время вообще нет какой-то четкой гендерной привязки к определенному роду деятельности. На современном производстве трудится немало женщин. Так и в школе есть мальчики, желающие заниматься в рамках «технологии» кулинарией. Были на моей практике и девочки, которым нравилось работать на станках с верстаком. В целом, ребята сами определяют для себя приоритеты обучения и развития, а мы предоставляем им эту свободу выбора.

Безусловным «плюсом» программы «Уральская инженерная школа» можно считать охват всех возрастных категорий детей и молодежи - от дошкольников до студентов.

Своей мечтой – создать в Среднеуральске Центр профориентации - поделилась начальник Управления образования ГО Среднеуральск Светлана КУЛАГИНА. Для многих среднеуральских подростков Центр стал бы подспорьем для получения навыков рабочей специальности и возможностью заработать на производстве, что особенно важно для детей из неблагополучных и из малоимущих семей. Ну, а в дальнейшем, имея технические навыки, ребята почувствуют себя нужными обществу и защищенными. Меньше подростков останется «за бортом» жизни.

- В целом, считаю, задумка вполне осуществима, - считает Светлана Алексеевна. - Здесь помог бы Совет директоров города, который хочет возродить глава ГО Среднеуральск Владислав Козлов. Есть у нас и предварительная договоренность с верхнепышминским техникумом «Юность», где есть хорошие станки с ЧПУ. Мы хотим привозить туда наших школьников для получения азов ремесла.

Кстати, как положительный опыт в своей педагогической практике отмечу среднеуральскую вечернюю школу. На ее базе можно было обучать профессиям с выдачей удостоверений. Необходимость такого образовательного учреждения особенно назрела сейчас. У нас много молодых людей с незаконченным средним образованием. Ребята в свое время бросили школу, и это сильно ограничило их как в выборе профессии, так и в профессиональном росте. Вечерняя школа для них – хороший вариант совмещения учебы и работы.

Подготовили Татьяна ИВАНИШИНА и Наталия САВРАН, "Среднеуральская волна"

 

Рубрики сайта: 

Информация на сайте предназначена для лиц старше 16 лет.

При использовании информационных материалов гипертекстовая индексируемая ссылка на «SREDNEURALSK.ru» обязательна.                                                          (с) 2006-2014 Черменинов Александр Борисович / SREDNEURALSK.ru                                                                                                                                          

HOSTED BY SUGRES.RU